В мире существует множество крылатых фраз, касающихся той или иной техники. А самая распространённая из них, пожалуй, эта: «Как Вы лодку назовёте, так она и поплывёт». Данное выражение вполне походит и к нашему случаю. Но ещё больше теме соответствует известное утверждение авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева, который считал, что если самолёт красиво выглядит, то и летать будет отлично.
Красивый праздник
Благодаря своей стремительной форме, а также боевой раскраске, выполненной с большим вкусом, Fiesta RS World Rally Car выглядит действительно потрясающе. Она даже привлекательнее, чем её главная соперница – француженка Citroen DS3 WRC (это по-русски название Citroen принято употреблять в мужском роде, во французском же языке Citroen – имя женское). А с новобранцем мирового Чемпионата эту пару и сравнивать то не очень хочется. MINI WRC (сначала этот автомобиль назывался MINI Countryman WRC) кажется таким же грузным, как и борец сумо, особенно, когда стоит рядом со своим идеологическим прародителем, выигравшем Ралли Monte Carlo в 1967 году. Единственное, что утешает – в схватке упомянутые бойцы бывают очень проворными.
«Fiesta – маленькая компактная машина, но в такой цветовой гамме она выглядит по-хорошему агрессивно», — отметил пилот команды Ford Микко Хирвонен, снявший с красотки покрывало во время презентации на автосалоне в Бирмингеме 13 января.
Тотальное превосходство
А уже 10 февраля стартовал первый этап Чемпионата мира по классическому ралли – Ралли Швеции.
Экипажи на автомобилях Ford Fiesta WRC лидировали с самого начала этой гонки и до её финиша. Первый спецучасток, проложенный на ипподроме в Карлстадте, к радости местных болельщиков выиграл швед Пер-Гуннар Андерссон. Ещё бы! Ведь они собирали пожертвования, чтобы гонщик смог выступить у себя на родине. Тем не менее, в пятницу утром общий зачёт уверенно возглавил пилот команды M-Sport Stobart Ford Мадс Остберг, которому удалось удержать свою позицию до конца дня.
И только в субботу, выиграв все три скоростных участка утренней сессии, на первое место вышел пилот заводской команды Ford Микко Хирвонен. Экипаж Микко Хирвонена и Ярмо Лехтинена не отдал лидерство до конца Ралли Швеции и взошёл на первую ступеньку пьедестала. Второе место осталось у Остберга и штурмана Йонаса Андерсена. А на третью позицию к концу гонки удалось пробиться ещё одному заводскому дуэту Ford – Яри-Матти Латвале и Миикке Анттиле.
Познание в сравнении
Впрочем, перипетии борьбы подробно описали спортивные обозреватели. Нас же главным образом интересуют впечатления пилотов, связанные с конструкцией автомобилей, поскольку их машины построены в соответствии с новым техническим регламентом, который от прошлогодних требований существенно отличается.
Сразу после финиша Ралли Швеции, во время пресс-конференции, на которую по традиции приглашаются призёры, Латвала выразил своё удивление тем обстоятельством, что он на ней присутствует. Яри-Матти сообщил, что ни разу прежде у него не было столько опасных моментов на протяжении одного ралли: дважды машину разворачивало на высокой скорости, и несколько раз автомобиль посетил сугробы, из которых выбирался просто каким-то чудом. Пилот нашёл и причину своих неудач: из-за короткой колёсной базы (2 480 мм) новый автомобиль более нервный и трудный в управлении, чем Focus WRC, а рефлексы у финского гонщика остались прежними.
А вот его товарищ по команде ошибок практически не совершал. Микко также назвал поведение машины в скоростных секциях «нестабильным», однако воспринимает это как данность и одновременно считает автомобиль «очень манёвренным». Хирвонен рассказал о том, что за весь уик-энд с «Фиестой» не возникло ни единой проблемы. Он ни разу не менял настройки – это указывает на то, что команда отлично поработала на тестах. Было немного холодно – единственное, на что пожаловался пилот.
Хорошие ощущения
Мало того, Хирвонену вообще нравится новый боевой автомобиль и его особенности, среди которых он в первую очередь выделяет двигатель.
На Fiesta RS WRC устанавливается 4-цилиндровый двигатель Ford EcoBoost рабочим объёмом 1600 куб. см., разработанный при участии компаний Ford, M-Sport и Pipo Moteurs. 4-цилиндровый, 16-клапанный мотор имеет диаметр цилиндра 83,0 мм и ход поршня 73,9 мм. Двигатель оснащён непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом фирмы Garret с промежуточным охладителем и соответствующим требованиям FIA 33 мм ограничителем на впуске. Электронная система управления разработана компанией Cosworth.
Двигатель развивает максимальную мощность 300 л.с. при 6000 об/мин и крутящий момент 450 Нм при 4000 об/мин. Предельные обороты коленчатого вала ограничены числом 8500 об/мин.
В ходе гонки у такого мотора нужно постоянно поддерживать высокие обороты. Когда не хватает мощности, пилот выжимает сцепление (двухдисковое, спроектированное M-Sport совместно с AP Racing) и подстёгивает двигатель акселератором.
Новая 6-ступенчатая секвентальная коробка передач компании X-Trac Микко также пришлась по душе. А замену переднего и заднего дифференциалов с активных на обычные, механические, инженеры компании M-Sport стараются компенсировать соответствующими настройками подвески и стабилизаторов поперечной устойчивости.
Подвеска на Fiesta по схеме осталась прежней: регулируемые стойки MacPherson плюс передний и задний стабилизаторы.
Хирвонену в целом импонирует та манера управления, которую требует от него Fiesta RS WRC, и ощущения от её вождения финский пилот называет «очень хорошими». Микко даже сравнивает «Фиесту» с Ford Escort Mk2 BDA, что в его устах означает высшую похвалу. Escort Mk2 – любимый автомобиль Хирвонена. Заднеприводный ралли-кар относится к тому времени, когда, по выражению Кларксона, «мужчины были мужчинами и носили широкие брюки».
Возвращение к истокам
Соглашается с Микко Хирвоненом и технический директор заводской команды Ford Кристиан Лорио. Через руки (и голову) 44-летнего бельгийца прошло ни одно поколение техники для ралли, включая и несколько удачных генераций Ford Focus RS WRC, которые принесли «Форду» два чемпионских титула.
Конечно, Кристиану жаль забывать собственные наработки. Ведь помимо активных дифференциалов в прошлом остались подрулевые переключатели КПП и система контроля старта. Теперь всё по старинке: пилоту приходится играть «газом» и сцеплением и вручную переключать передачи. Одни видят в нововведениях шаг назад, другие, как Кристиан Лорио, знававший разные времена, называют новый регламент «возвращением к истокам».
Как менеджера Кристиана Лорио не может не радовать заметно возросший интерес сторонних команд к новой «Фиесте». Ведь только в Мировом чемпионате на этих машинах в этом году поедут до десяти экипажей (в Швеции было девять). Но M-Sport также выпускает автомобили Ford Fiesta S2000, выступающие в зачёте SWRC и чемпионате IRC. К их числу нужно прибавить и 24 машины модификации ST, выпущенные для Академии ралли. Такого спроса компания Малкольма Уилсона, пожалуй, не знала никогда ранее.
Лорио считает автомобили нового поколения компромиссом между доступностью и устранением лишних потерь.
А как инженер бельгиец больше всего радуется тому обстоятельству, что командам разрешили использовать турбонаддув.
Только победа!
На эту систему как в компании M-Sport, так и в команде Ford Abu Dhabi все надеются как на палочку-выручалочку. Легко объяснить, почему.
В прошлом году экипаж Микко Хирвонена и Ярмо Лехтинена выиграл Ралли Швеции точно так же, как и в этом. Однако на следующем этапе, Ралли Мексики, команда «Форда» потерпела поражение. В высокогорных условиях моторы Focus RS WRC теряли мощность больше, чем автомобили соперников. Турбонаддув же избавляет двигатель от кислородного голодания. Да и настройки всех систем мотора теперь будут иными.
Стоит отметить, что в M-Sport и в Ford Abu Dhabi WRT к Себастьяну Лёбу относятся с большим уважением. Малкольм Уилсон шутит, что присутствие Сёба за рулём автомобиля прибавляет двигателю восемьдесят сил. Однако плох тот спортсмен, который не мечтает стать чемпионом.
На этот раз в «Форде» все настроены чрезвычайно решительно. «Пора остановить Себастьяна», — заклинает Хирвонен и, ссылаясь на равные условия, в которых все команды оказались в новом сезоне, финский пилот заявляет: «Думаю, у нас хорошие шансы увидеть, как Ford занимает первые места, а Citroen следует за нами, разглядывая задние фонари наших машин».
Источник