Что представляют собой колёсные цепи
Функционально колёсные цепи (или, если говорить более точно, цепи противоскольжения) – это, по сути, съёмный протектор, дающий возможность превратить обычную шоссейную покрышку в колесо для бездорожья. Конструктивно это цепь, часто армированная, связанная так, чтобы равномерно оплетать шину по всей окружности. Состоит такая конструкция из двух продольных цепей или тросов – внешнего и внутреннего, проходящих по окружности колеса, которые соединяются поперечными цепями или резиновыми «грунтозацепами».
Применение
Назначение цепей – значительно увеличить сцепные свойства колёс (и, соответственно, проходимость автомобиля) на льду, по рыхлому снегу, глубокой грязи и пр. На практике это может выглядеть так. Вы едете на рыбалку – проезжаете 100 км по асфальтовому покрытию на обычных шинах, а потом сворачиваете на просёлок, где начинается то самое «жёсткое бездорожье». Тогда надеваются колёсные цепи – и можно ехать дальше, имея гораздо меньше шансов забуксовать или застрять в грязи. А такие места, как, например, обледеневшие крутые подъёмы, без колёсных цепей преодолевать суперпроблематично даже на шипованной резине.
Разновидности цепей
Колёсные цепи делятся на два класса:
«жесткие»,
«мягкие».
У первых в качестве поперечин используются собственно цепи, а у вторых – армированные резиновые «грунтозацепы».
Рисунок цепей
Виды рисунка цепей противоскольжения
Существуют два базовых вида рисунка:
«лесенка»,
«ромб/соты»,
«соты».
Какой вид лучше
Всё индивидуально и зависит, прежде всего, от условий езды. Так, «жёсткие» цепи лучше приспособлены под бездорожье, чем «мягкие», зато не позволяют двигаться со скоростью свыше 40 км/ч. «Мягкие» дают возможность ехать со скоростью до 80 км/ч и гораздо меньше, чем «жёсткие», «едят» резину. Поэтому тому, кто съехал с шоссе и пошёл месить глубокое бездорожье, лучше подойдет «жёсткий» вариант. Тому же, кто ездит так, где постоянно чередуются участки ровной дорог и раскисшего просёлка (например, в области), больше подойдут «мягкие».
Если же говорить о шинах, то здесь точно можно сказать, что «жёсткие» цепи не годятся для сверхнизкопрофильных колёс размером от 50 дюймов и меньше. А вот «мягкую» модель даже в этом случае можно найти.
То же можно сказать о размерах звеньев цепей. Чем больше звено – тем больше «бездорожных» качеств, но больше вес, хуже езда по ровной дороге и выше износ резины.
Различия
Цепи различаются по классам –
для легковых автомобилей,
для внедорожников
для грузовиков.
Но тут играет роль, в первую очередь, размер колеса: цепь покрывает от двух до четырёх типоразмеров по радиусу. Кроме того, для внедорожников и грузовиков цепи делают с большими звеньями, часто ставят дополнительные шипы.
Как надевать цепи
Цепи можно ставить только на ведущую ось. Это целесообразно при езде по не очень «крутому» бездорожью, при использовании от случая к случаю «по погоде», а также для преодоления проблемных участков загородной дороги.
Цепи раскладываются перед колёсами одной оси точно вдоль оси движения – так, чтобы замки на внешней боковой цепи находились с наружной стороны (по борту) и «смотрели» вперёд. Крючок задней боковой цепи должен быть с внутренней стороны (к днищу). Далее нужно заехать колёсами на цепи так, чтобы остановиться в 20-30 см от их конца. После этого следует надеть большую часть цепи на колесо и зацепить крючок с внутренней стороны. Потом нужно расправить все звенья на колесе (у «мягких» – надеть регулировочный трос/цепь), после чего зацепить замок внешней боковой цепи. Затем нужно сделать «прокатку», проехав 10-50 м, чтобы цепь улеглась, после чего снова подтянуть замки.
Вред от цепей
Насчёт шин скажем сразу: все цепи «едят» резину. «Жёсткие» больше, «мягкие» – меньше. Износ также зависит от частоты использования цепей. Активно начинает «съедаться» резина при продолжительной езде «в цепях» по твёрдой дороге, резких торможениях и ускорениях, при слишком слабом прилегании к колесу.
Что касается автомобиля, то здесь главную опасность представляет нарушение инструкций и неисправные замки цепей. Нельзя превышать скорость, которую предписывает инструкция к цепи. В этом случае под действием центробежной силы цепь может «отрываться» от колеса и бить по колёсной арке.
В наихудшем варианте порвётся замок цепи, и она зацепится за детали подвески (например, за рычаг), что может привести к серьёзной поломке и даже к аварии. Состояние звеньев, замков и надёжность крепления надо тщательно проверять.